На ряду с асфальтом для создания дорожного полотна используется бетон. Он обладает высокими эксплуатационными качествами и прочностью, благодаря чему активно задействуется для устройства скоростных автомагистралей, автомобильных дорог 1 степени и трасс федерального значения. Для укладки используют «тощий» бетон, который характеризуется малым содержанием цемента и повышенным — каменного заполнителя — щебня.
В зависимости от назначения будущей автомагистрали смесь либо поэтапно укладывается в специально обустроенную опалубку с армированием, либо заливается единым слоем для образования монолитной конструкции. После чего уплотняется специальными механизмами. На сегодняшний день применение такого материала в дорожном строительстве ограничено, что связано с чередой определенных причин, однако с каждым годом он становится все более популярным.
Классификация бетона для автодорог по назначению
Конструкционно бетонная автомагистраль состоит из нескольких слоев:
- подстилающего;
- укрепляющего;
- верхнего (дорожное полотно).
В зависимости от того, какую функцию будет выполнять покрытие, различают три вида бетонных материалов:
- для монолитных магистралей, а также верхних слоев двухслойных и многослойных покрытий. К такой смеси предъявляют самые высокие требования, поскольку именно на поверхность трассы приходится самая большая нагрузка;
- для устройства основания двухслойного шоссе. К раствору такого типа предъявляются менее жесткие требования, чем для материала вышеуказанного вида;
- для укладки нижнего слоя при капитальном ремонте автомагистрали. На этот слой не приходятся существенные нагрузки, поэтому для ее устройства разрешено использование стройматериала со средними показателями.
Основное расчетное требование к покрытию из бетона — сопротивление изгибающим нагрузкам. Поэтому полотна, на которые в будущем предполагаются интенсивные воздействия, укрепляют посредством армирования. Такой способ укладки трассы предотвращает растрескивание искусственного камня от тяжести грузовых автомобилей.
Преимущества и характеристики бетона для устройства автодорог
Бетонное покрытие обладает определенными техническими характеристиками, которые выделяют его на фоне аналогичных стройматериалов. А именно:
- высокая прочность;
- низкая истираемость;
- отсутствие необходимости проведения ремонта;
- долгий срок службы — более 40 лет;
- устойчивость к деформациям под большими нагрузками;
- стойкость к резким перепадам температур;
- экологичность.
Материал должен изготавливаться согласно государственным стандартам и соответствовать таким параметрам:
- морозостойкость — F100-F200 (в зависимости от региона использования);
- водонепроницаемость — W12;
- плотность — от 1800 до 2500 кг/куб.м;
- фракция каменного заполнителя — 20 мм для верхнего слоя многослойного полотна, 40 мм для однослойного.
Для изготовления стройматериала для автомобильных трасс и шоссе используется цемент марки от М400 и выше. Чтобы покрытие было долговечным, водоцементное соотношение (В/Ц) строго нормируется такими показателями:
- В/Ц для устройства однослойных полотен, а также верхнего слоя много- и двухслойных покрытий — не более 0,5;
- В/Ц для укладки нижнего основания двухслойной дороги — 0,6;
- В/Ц для строительства капитальных шоссе — не нормируется.
Для различных видов работ оптимальное соотношение компонентов в составе подбирается индивидуально. Только при соблюдении технологии изготовления раствора можно получить качественный бетон для автомобильных дорог и автомагистралей, который прослужит не одно десятилетие.